О Волжском
Улица Заводская
Названа по месту расположения одного из первых в городе промышленных
предприятий — авторемзавода.
Старейшими заводами города являются заводы объединения «Энерготехмаш»,
бывшие ЦРМЗ и ВРМЗ, создание которых было вызвано потребностью строительства
Сталинградской ГЭС.
В разгар строительства гидроэлектростанции здесь работало до
19 тыс. различных механизмов: экскаваторы, бульдозеры, автомобили, краны, подъемные
механизмы и т. д., которые необходимо было ремонтировать. 21 ноября 1951 г.
вышел приказ № 0086 за подписью начальника Сталинградгидростроя Ф. Г. Логинова
о строительстве механического завода. Закладывался он как универсальная производственная
база (УРМЗ).
Весной 1952 г. завод дал первую продукцию, а в сентябре выпустил
первые вибраторы для забивания шпунта (металлическая свая) для ограждения котлована
ГЭС. Механические и литейные корпуса изготавливали запасные части к механизмам.
Со временем завод делал универсальный ремонт любой техники вплоть до тракторов
и экскаваторов.
Это был Центральный ремонтно-механический завод (ЦРМЗ), рассположенный
в Осадной балке (ныне территория Волжского речного порта).
А в 7 км южнее, в голой степи, было начато строительство другого
авторемзавода, как автомобильной базы Сталинградгидростроя. В 1956 г. гроительство
завода было в основном закончено. За свою историю завод неоднократно менял ведомства.
В 1960 г. был переименован в Волжский ремонтно-механический завод (ВРМЗ). Производственная
мощность завода росла, набирала силу, обеспечивая капитальный ремонт автомобилей
и агрегатов к большегрузным машинам ЗИЛ, КРАЗ, МАЗ и т. д.
В 1962—1963 гг. на заводе был освоен выпуск передвижных вагончиков
производственного назначения, а также вагончиков-общежитий. В 1966 г. оба завода
ЦРМЗ и ВРМЗ были переданы в ведение Минэнерго СССР и с целью усовершенствования
системы управления, сокращения штатов административного аппарата были объединены
в одно производственное объединение «Энерготехмаш».
На «Энерготехмаш» была возложена задача по капитальному ремонту
автомобилей, изготовлению передвижной техники, средств малой механизации, изготовлению
нестандартного оборудования и т. д. Таким образом, задуманные как подсобное
производство для строительства ГЭС оба эти завода выросли и развились в крупные
самостоятельные промышленные предприятия. 31 год возглавлял объединение А. Д.
Благодарный.
В 1988 г. объединение, «Энерготехмаш» решением Минэнерго пре-бразовано
в Волжский энерго-механический завод (ВЭМЗ). Началось расширение завода, были
построены корпус комплектации мобильных зданий цеха передвижной техники, склад
комплектующих изделий, налажен выпуск самоходных станций технического обслуживания
на автомобилях КАМАЗ.
В 1993 г. освоено производство цельносварных кузовов для серий
спецмашин на шасси автомобилей ГАЗ и ЗИЛ с оборудованием для ремонта и наладки
высоковольтных линий для предприятий РАО ЕЭС России.
В августе 1993 г. коллектив завода приватизировал предприятие,
и теперь оно называется АООТ «Волжский энергомеханический завод» Акционерное
общество открытого типа «Энерготехмаш»).
Маленькая улица Заводская упирается в это предприятие. Достопримечательностью
ее является то, что на этой улице расположены не-колько экспериментальных жилых
домов улучшенной планировки.
|