О Волжском
Улица Химиков
Волжский — это город «большой химии».
В летописи города Волжский химкомбинат — это
вторая по времени и мощности стройка, которая изменила судьбу и людей, и самого
города.
Еще в 1958 г., когда на Сталинградской ГЭС начали, монтаж турбин
в машинном зале, встал вопрос об использовании большого количества строителей
после пуска гидростанции. Хотя известно, что между гидростроителями, просто
строителями и строителями жилья большая разница, решено было основную массу
гидростроителей занять на новой огромной стройке.
В 1959 г. правительством было принято постановление о строительстве
в городе Волжском химкомбината. Новое строительство расположилось в
4 км от города.
В 1961 г. было выстроено здание дирекции, в котором сегодня
располагается заводоуправление ОАО «Азотно-кислородный завод».
Первые руководители Волжского химкомбината Ситанов, Позднев
назначались Совнархозом и Волгоградским облисполкомом. Потом было образовано
Министерство нефтехимического строительства — Миннефтехимстрой, где утверждалось
руководство стройкой.
С 1969 по 1981 г. дирекцию строящегося Волжского химкомбината
возглавлял Н. Д. Лопатников, известный в городе строитель, ныне председатель
клуба первостроителей. Когда Лопатников стал директором, стройка уже вовсю «развернулась»
и строились все заводы одновременно. Самым первым было построено здание пожарного
депо, в нем же первоначально располагалась дирекция.
На месте будущего химкомбината была необъятная степь, и прямо в степи жила колхозная
бригада, было несколько жилых домиков, которые оставались нетронутыми, а за
домиками обнаружили врезавшийся в землю немецкий самолет — напоминание о Сталинградской
битве.
Это была Всесоюзная ударная комсомольско-молодежная стройка.
Сюда по комсомольским путевкам прибывали полные энтузиазма парни и девушки,
жили в палаточном городке, который расположился прямо в степи. Предстояло построить
заводы: асбестовых технических изделий (ныне ОАО ВАТИ); резиновых технических
изделий (ныне НАП ВРТ); шинный (ныне ОАО «Волтайр»); органического синтеза (ныне
ОАО «Волжский оргсинтез»); синтетического каучука (ныне ОАО «Волжский каучук»),
синтетического волокна (ныне ОАО «Волжское химволокно»); регенератно-шиноремонтный
(ныне ОАО РШРЗ); ремонтно-механический (ныне ОАО ВМЗ); азотно-кислородный завод
(ныне ОАО ВАКЗ).
В целях обеспечения доставки работников на химкомбинат было
выстроено две трамвайные линии с вагонным парком в 100 единиц. Была оборудована
железнодорожная станция Химическая, до которой ходила пассажирская электричка
из Волгограда.
Было выстроено специальное промышленное предприятие железнодорожного
транспорта (ныне ОАО «Промжелдортранс») для отправки готовой продукции и доставки
необходимых материалов для заводов. Тысячи волжан получили постоянные рабочие
места.
По титулу химкомбината строилось все жилье в городе. Осваивались
большие объемы, ежегодно вводили по 100 тыс. кв. м жилья. Занимался этим специально
созданный отдел при дирекции, позже преобразованный в ОКС горисполкома. Быстрыми
темпами строились новые микрорайоны. Город мощно шагнул в степь. В 60—80-х гг.
на «химии» работало 80—100 тыс. человек, это половина населения Волжского.
Таким образом были выстроены в городе для оздоровления химиков
больничный комплекс на 1 тыс. коек и поликлиника на 500 посещений в день (ныне
горбольница № 1, главным врачом, который сначала курировал строительство, а
затем и возглавил больницу, был С. 3. Фишер, заслуженный врач России, почетный
гражданин города Волжского); ДК «Октябрь» и здание СЭС (санэпидстанции).
Для отдыха работников химкомбината было выстроено несколько
баз отдыха (раньше они назывались турбазами) в Волго-Ахтубинской пойме. Любая
семья могла взять семейную путевку и поехать на выходные отдыхать на турбазу.
Здесь всегда проводились культурно-развлекательные мероприятия, всевозможные
конкурсы, фестивали, праздники.
Широко в городе отмечается профессиональный праздник — День
химика.
Улица Химиков является прямым продолжением
главной дороги № 7 на химкомбинат.
|