Контакты
Волжский - Город Моей Судьбы
         
Главная   О городе   DoZoR   Форум   Ссылки  
Новости   ФлешМоб   Ролевые игры   Конкурс   Хостинг  

О Волжском

Первые поселения в пределах современного Волжского

(XVIII-XX века)

Многие годы волжане, особенно те, которые приехали в самом начале строительства ГЭС, да и позже, считали, что Волжский вырос на пустом месте, в голой степи. Это была вполне оправданная точка зрения людей, приехавших из разных городов, сел и уголков нашей тогда необъятной Советской страны.

Но нельзя любить «пустое место», нельзя гордиться пустым местом. Я узнала, что история Заволжья богата на исторические события и выдающиеся личности. Это долго сидело во мне как заноза и «болело», пока не вылилось в мою первую книгу «Были Заволжского края».

Действительно, в начале 50-х годов XX века тут было только несколько заброшенных домиков села с печальным название Безродное. Но это только то, что осталось от когда-то богатой истории Заволжья, и то, что удалось увидеть первостроителям.

На самом же деле город Волжский построен на землях, имеющих огромное историческое значение и не только для волжан, но и для всей Волгоградской области, всей России и даже всего мира. Ведь здесь, в заволжских степях, в XIII—XV веках располагалась всесильная Золотая Орда, покорившая многие государства, народы и племена. А на месте села Царев, что находится в 50 км от Волжского, непосредственно располагалась его столица — город Сарай Берке. Дикие азиатские воины неслись как лавина с гор, сметая и захватывая с собой все, что попадалось на их пути. Они везли и вели несметные стада животных, повозки и юрты, военное снаряжение и, конечно, пленников, захваченных во время набегов. Пройдя с победой всю Азию и половину Европы, где они получили отпор, все-таки вернулись назад и выбрали местом своего постоянного поселения Нижнее Поволжье. Вопреки вековой кочевой традиции внуки Чингисхана Бату и Берке основали настоящие города. Место это было выбрано не случайно, так как обширные степи позволяли им пасти огромные стада лошадей, овец и в то же время пользоваться Волгой как главным торговым путем из Европы в Азию, и города им нужны были для устройства базаров.

Этот период довольно хорошо изучен учеными разных стран. А в основу исследований легли воспоминания о путешествиях, раскопки археологов и находки краеведов. Мы не без гордости можем сказать, что по нашей земле прошли знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, итальянцы Плано Карпини, Николай и Марко Поло, немцы Вильгельм Рубрук и Фальк, швед Паллас, голландец Адам Олеарий и русские ученые Греков, Якубовский, Минх, Федоров, Баллод, Ковалевский, Зайковский, Григорьев, Языков, Тизенгаузен, Саблуков, Березин, Веселовский, Френ, Лепехин (друг Ломоносова) и многие другие. Свой неоценимый вклад в изучение ахтубинского побережья внес ученый археолог А. В. Терещенко, под руководством которого велись раскопки в XIX веке в течение девяти лет. В результате было найдено несколько тысяч предметов и монет, представляющих огромный научный материал.

Оставили свой значительный след в нашей предыстории и люди, повлиявшие на ход исторических событий: Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, А. В. Суворов, Е. И. Пугачев, многие русские князья; деятели советской эпохи: И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, Н. С. Хрущев; видные военачальники: Г. К. Жуков, П. И. Батов, В. И. Чуйков и другие.

И несмотря на то, что в настоящее время некоторые историки пытаются пересмотреть саму историю или интерпретировать события по-своему усмотрению, из русской истории хорошо известно, что монголо-татары действительно здесь жили более двух веков, собирали дань с русских княжеств, погубили много народу. Об этом же свидетельствует и название нашей местной достопримечательности — реки Ахтубы (от татарского актюбе — белые холмы или белое дно). А еще легенда о дочери хана

Тубе, которая влюбилась в простого пастуха, но отец не разрешил им встречаться. И тогда отчаянная девушка бросилась с высокого берега в воду и утонула. «Ах, Туба!» — только и смогла вскрикнуть обезумевшая мать. А наши национальные герои, любимцы русского народа Александр Невский и Дмитрий Донской бывали и жили в этих местах неоднократно.

Сам же город Волжский вырос на месте села Верхняя Ахтуба (Безродное), которое было основано крестьянами, поселенными здесь по указу Петра I в 1720 году. Петр обратил особое внимание на обилие тутовника в Волго-Ахтубинекой пойме и «повелел» устроить здесь Казенный (государственный) шелковый завод. Позднее сюда бежали крепостные беглые крестьяне от своих помещиков. Правительство иногда пыталось их вернуть своим хозяевам, но они называли себя безродными или не помнящими родства, нанимались на работу на

Ахтубинский шелковый завод, им присваивали новую фамилию, и они оставались здесь жить. В 1773 году по велению императрицы Екатерины II для поселения в Ах-тубинскую долину было вызвано еще 1300 семей, давших начало селам Заплавное, Пришиб (ныне город Ленинск) и двум селам с названием Среднее и Верхнее Погромное. Позднее к заводу было приписано и село Средняя Ахтуба. Их еще называли «безродные городки». Жители всех этих сел должны были высаживать и разводить тутовые деревья, а их листья скармливать шелковичным червям до формирования кокона. Труд этот был очень тяжелым, все жители, от мала до велика, заготавливали тутовые ветки. Делать это надо было в весенний период, когда еще молодые веточки только распускались. В то же время заливалась пойма и тучи комаров одолевали крестьян. А черви ели корм непрерывно 30—40 дней. Все это время круглосуточно надо было подкладывать все новые и новые ветки. После того как коконы были готовы, женщины варили их в больших чанах, горячими вылавливали из кипятка, находили кончик нити и, прикрепляя у себя на поясе, вращались вместе с нитью. Крестьяне называли свой труд шелковой каторгой.

В 1799 году была образована Пришибенская волость, куда вошли все перечисленные села. Вся волость переводилась на производство шелковых коконов на дому, отдельно в каждом хозяйстве, с обязательной сдачей коконов на завод. Для этого вводились определенные льготы: давался надел земли в две десятины для выпаса скота, все посаженные деревья отдавались в их собственность, уменьшилась подать государству, сыновья освобождались от рекрутства (служба в армии 25 лет).

Дело в том, что ахтубинский шелк был очень хорошего качества. Первые килограммы были в свое время преподнесены царю Петру Алексеевичу в подарок, а позднее для Екатерины II из него была соткана орденская лента, которая царице очень нравилась. Да и вообще, шелка для царского двора требовалось очень много и приходилось закупать его за границей за большие деньги. Поэтому императрица самым внимательным образом следила за развитием ахтубинских шелковых заводов, была в курсе всех дел и событий, проходивших там. Позднее и другие русские цари пытались поддержать и поощрять шелководство на Ахтубе, но меры, принятые ими, были неэффективны. Ахтубинские плантации, стоившие им тоже немалых денег и не приносившие никакой пользы, отданы были жителям тех мест. Главный инспектор шелководства при царском дворе барон Биберш-тейн докладывал Александру I: «...Заводы, устроенные как частными людьми, так и казенными, приходят в упадок и остаются в бездействии. На ахтубинской плантации крестьяне до того пренебрегли шелководством, что при наступлении сроков сдачи в казну податей шелком покупали сырые шелковые пузырьки в Кизляре и привозили их на Ахтубинский завод для мотания. Озлобление их против шелкоделия дошло до того, что они нарочно убивают их соленой водой и уксусом. Крестьяне приписанных к заводу сел занимались всем чем угодно, но только не шелководством...»

В 1800 году правительство само осознало безуспешность старых мер и по просьбе крестьян обратило их в казенных возчиков эльтонской соли.

Село Безродное находилось в 20 км от Царицына на левом берегу реки Волги и ее рукава Ахтубы. В середине XIX века там проживало около семи тысяч человек. Безродное жило тихо и спокойно, как и другие заволжские села, и до поры до времени ничем не отличалось от соседей. Но в 1860 году местный житель Андрей Лукьянович Черкасов организовал религиозную секту еноховцев ( Енох — библейский персонаж, которого Бог на небо взял живым), пещерное братство, и объявил себя святым. Многие сельчане тогда поверили ему, а он «сходил» в Киево-Печерскую лавру (как истинный православный паломник), зарисовал план пещер и по их типу решил вырыть такие же в родном селе. Вокруг «старца» стали собираться и молиться слабодушные люди, они приносили ему свои сбережения, многие становились затворниками — за будущую смерть в святых подземельях, — работали на него. Сначала рыли пещеры тайно, землю в мешках и сумках ночью выносили и сбрасывали под гору. Но постепенно пещеры стали расширяться и внутри оборудоваться молельными комнатами. Так продолжалось 26 лет. Было вырыто более тысячи саженей различных ходов, ответвлений и ниш. Слух о безродненских пещерах быстро распространился по соседним селам, и потянулись сюда люди, и не только больные и нищие... Андрей Лукьянович принял на себя роль старца-подвижника, вещуна, говорил, что придет святой Енох и заберет всех на небо, назначал день и час «великого сошествия», отпускал грехи, заставлял всех молиться двуперстием...

Наконец действия секты были признаны противоправными, а «Лукьяныча» сослали в Суздаль, под строгий надзор настоятеля. Ходы в пещеры завалили, общину распустили. Но его последователи и ученики действовали активно еще много лет в разных селах Заволжья. В 90-х годах XIX века на месте пещер был организован православный женский монастырь. Вновь обнаружены они были через сто лет, когда начали строить жилые дома в 39-м квартале города Волжского. Но это уже другая история, которая нас ждет впереди.

Трудной была история села и в начале XX века. Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, не все сельчане приняли ее однозначно. В Безродном была установлена советская власть, но многие сопротивлялись и создали оппозиционные группировки, так называемые банды белогвардейцев, которые не хотели ее признавать. Началась Гражданская война. Брат шел на брата, отец против сына, каждый отстаивал свою идеологию, в итоге гибли те и другие. В память о тех жестоких событиях сохранилась в городе братская могила, на которой воздвигнут памятник. В годы Великой Отечественной войны в нее были захоронены летчики, сбитые над Сталинградом, теперь это памятник воинам двух войн. Автор его Петр Лукич Малков, Народный художник России.

Еще от села сохранилось здание бывшей паровой мельницы и волостной управы, в которой сегодня находится муниципальная Картинная галерея.


 
Новости
Полезное
DoZoR
Последняя игра:
2008-11-22
"КАЛЕЙДОСКОП"
Следующая игра:
информации нет

Хостинг
Конкурс
Бесплатный хостинг интересным проектам.
20Мб + php + mySQL
Фотоконкурс "От сессии до сессии…"
Галерея
Волжский – самый благоустроенный город России

ул. Карбышева

Площадь Ленина

 

Контакты
email:admin@vol34.ru
ICQ 667471

Все права защищены