О Волжском
Коммунальное инженерное обеспечение
Особая страница в истории проектирования и строительства
города Волжского — это история инженерного коммунального обеспечения
его застройки: электроснабжение, водоснабжение (холодной и горячей водой), водоотведение
фекальных и ливневых стоков, отопление, газоснабжение.
Город проектировался с основательной проработкой этих вопросов
на всех этапах его строительства, а самое главное, в проекты закладывалась надежность
инженерного (коммунального) обеспечения всеми этими энергоресурсами и возможность
их подключения по мере развития города к централизованным источникам.
К началу разворота работ по строительству поселка, на объектах
собственной производственной базы и на гидросооружениях в этом районе электроснабжения
не было, не было и хозпитьевого водоснабжения, кроме нескольких колодцев в поселке
Верхняя Ахтуба.
Первыми источниками электроснабжения были в конце 1950 — начале
1951 года несколько передвижных дизельных электростанций на ток 0,4 кВт, которые
по нескольку штук были сгруппированы на площадках строительства ЦРМЗ и авторемзавода.
От них через повышающие трансформаторы были проложены временные электролинии
в районе станции Паромная, на Деревянный городок, в кварталы 1, 2, «А».
В июле 1951 года на стройку прибыл первый энергопоезд, чуть
позже — второй. Принято было решение — установить их поближе к зоне работы земснарядов,
на высоком берегу реки Ахтубы в районе ныне существующих огородов для ветеранов,
правее развилки на въезде в город. Но их нужно было туда подать. Для этого построили
временные железнодорожные пути от железнодорожной ветки Паромная — Астрахань,
построенной в дни обороны Сталинграда. Эти пути проходили где-то в районе кинотеатра
«Энергетик», вдоль нынешней ул. К. Маркса (ближе к ДК ВГС), мимо здания управления
ВГС и до места установки электропоездов, а далее кольцом вновь возвращались
к железнодорожной магистрали.
В октябре 1951 года два энергопоезда были включены в работу,
от них снабжались электроэнергией работающие земснаряды, строительные площадки
города. По этой же ветке, пока она существовала, в район строительства будущего
города подавались некоторые строительные материалы: кирпич, цемент, лес и др.
Эта временная железнодорожная линия просуществовала около полутора лет.
Железнодорожная ветка была проложена и к авторемзаводу. Линия
была разобрана в 1966—1967 годах при строительстве 8-го и 9-го микрорайонов.
В середине 1952 года через Волгу была построена линия электропередачи
110 кВт из района завода «Красный Октябрь» на остров Зеленый, а на острове Зеленый
была построена первая на левом берегу
Квартальные котельные остановлены, реконструированы под детсады.
В 1963 году, с вводом мощностей на ТЭЦ-1, началось поэтапное подключение теплоснабжения
города к ТЭЦ-1, а центральная котельная в 1964—1965 годах была остановлена.
С расширением города появилась потребность в строительстве ТЭЦ-2.
Через комплекс канализационных насосных станций хозфекальные
стоки от города подавались на первые городские очистные сооружения. Они до 1964
года находились за ГПЗ-15, в районе ныне существующего ГСК «Жигули-1». К ним
были подключены ВАЗ, ГПЗ-15 и другие предприятия, расположенные в черте города
электрическая подстанция. От нее были проложены линии электропередач в район
строительства гидросооружений, на городскую подстанцию «Волжская» (в районе
существующих ныне ЛЭС), на трансформаторные подстанции введенных и строящихся
кварталов жилого поселка, на другие объекты, строящиеся на левом берегу Волги.
Позднее был построен глубокий ввод № 1 (где ныне находится ВМЭС) и подключен
к базисной городской подстанции, затем глубокий ввод № 2, 3. Со временем городская
подстанция «Волжская» подключена к ГЭС и ТЭЦ-1.
Водоснабжение в первые годы строительства и эксплуатации поселка
осуществлялось от артезианских скважин, пробуренных в определенных районах,
и через водонапорные башни подавалось по сетям к домам. Сети выполнялись так,
чтобы потом водоснабжение можно было подключить к одному централизованному источнику.
В конце 60-х годов началось строительство городских водозаборных сооружений
в составе станции № 1 (водозабор), № 2 (приготовление хозяйственно-питьевой
воды), водоводов от нее в город, станции третьего подъема (для накопления и
раздачи потребителям).
По мере строительства города и промышленных предприятий мощности
городских водозаборных сооружений несколько раз расширялись.
Теплоснабжение решалось строительством квартальных котельных,
работавших на угле, а также автономных котельных на промышленных предприятиях
(ЦРМЗ, авторемзавод, завод ЖБИ-1, ЖБИ-2, абразивный). В конце 50-х годов в городе
была построена центральная котельная, работающая на мазуте и угле (ныне там
находятся городские тепловые сети). К ней были подключены объекты старой части
города, включая кварталы: 34, 37, 38-й и часть 39-го.
С вводом первой очереди очистных сооружений химкомплекса хозфекальные
стоки были повернуты уже на эти очистные сооружения, старые закрыты, земли рекультивированы.
Новые кварталы и микрорайоны сразу предусматривали в проектах передачу хозфекальных
стоков на очистные сооружения химкомплекса.
Ливневые стоки со старой части города до 1962 года сбрасывались
в КНС. Со строительством первого ливневого коллектора, который в черте города
проходит по ул. Космонавтов и далее вниз до реки Ахтубы, все ливневые стоки,
в том числе производственные от ВАЗ, ГПЗ-15, ЭВТ, предварительно очищенные на
своих локальных очистных сооружениях, были врезаны в него.
По мере строительства города были построены ливневые коллекторы
со сбросом ливневых стоков в Ахтубу перед поселком Рабочим и за ним.
До 1963—1964 годов жилые дома были оборудованы на кухнях —
печами, в ванных — титанами для водонагрева, работающими на дровах. В 1962 году
с прокладыванием через Волгу газопровода с правого берега Волги в город пришел
газ. А с 1964 года началась газификация жилого фонда, в том числе уже существующего.
Выбрасывались печки, титаны, ставились газовые водоподогреватели и газовые плиты.
С 1965 года новое жилье проектировалось уже с централизованным горячим водоснабжением
и оборудованное газовыми плитами на кухнях.
|