Контакты
Волжский - Город Моей Судьбы
         
Главная   О городе   DoZoR   Форум   Ссылки  
Новости   ФлешМоб   Ролевые игры   Конкурс   Хостинг  

О Волжском

Начало строительства поселка гидростроителей

Безусловно, своим возникновением город Волжский всецело обязан строительству гидроэлектростанции. Хотя в постановлении о строительстве гидроэлектростанции ни слова не говорилось о городе, но то, что стоять ему здесь, было предрешено. Уже в первоначальном проекте гидроузла определялось, что производственные предприятия собственной индустриальной базы стройки должны разместиться на левом берегу Волги, значит, и жилому поселку или городу быть тоже здесь — на левом берегу Волги.

Комплексным проектированием гидросооружений, производственной базы стройиндустрии и поселка занимался институт «Гидропроект». На первом месте у него была гидростанция и все связанное с ее возведением. Поэтому Гидропроект на территории ближе к будущей ГЭС разместил и будущие предприятия стройиндустрии, а поселок отнес на семь километров дальше, за околицу села Верхняя Ахтуба, и запроектировал возводить его из щитовых деревянных домов. Именно по этому проекту в сентябре 1950 года начали возводиться первые дома для строителей гидростанции, которые и поныне стоят в поселке Деревянном.

Было это так. 7 сентября 1950 года, всего через неделю после публикации постановления Совмина СССР, в поселок Рынок и на левый берег Волги прибыли первые группы рабочих и специалистов. Среди них: А. М. Алабин, Н. Ф. Якушев, И. Л. Винник, Г. А. Шелехов, М. Ф. Стрельбицкий и другие. На левом берегу они разместились в селе Верхняя Ахтуба. Местные жители первых строителей встретили приветливо. Люди расселились частично по домам, в сараях, а некоторые семьи разбили палатки (10—12 палаток) у озера ниже старой школы и в них жили. Так как уже была готова проектная документация на строительство деревянного поселка, они начали готовить площадку и фундаменты для строительства первых домов нынешнего Деревянного городка, а уже в конце 1950 года было возведено и заселено несколько жилых домов, открыта аптека, магазин, столовая. Начали строить автодорогу на станции Паромная.

Нужно отдать должное Ф. Г. Логинову, он внимательно ознакомился с этим проектом и не согласился с предложенным решением Гидропроекта, он четко выразил свое мнение: нужно строить не деревянный, а каменный город со всеми удобствами для его жителей и приблизить его к гидростанции, к Волге.

К тому же в это время в стране все больше укреплялась у специалистов и правительства точка зрения: при больших стройках надо возводить капитальное жилье, надо строить города, рассчитанные на долгий срок их существования с комплексом всех сооружений для нормального проживания в них человека.

По настоянию Ф. Г. Логинова институт «Гидропроект» от дальнейшего участия в проектировании поселка был отстранен, и в октябре 1950 года все полномочия были переданы московскому институту по проектированию городов (Гипрогор), который начал с того, что переместил предприятия стройиндустрии ближе к железной дороге, то есть туда, где они сейчас находятся, и объявил конкурс на лучший проект нашего города. 15 декабря 1950 года в кабинете Ф. Г. Логинова (в Сталинграде) проектировщики доложили о результатах своих проработок. Эти проработки, особенно в части проекта озеленения, многим понравились и были одобрены. На основании этого обсуждения и проведенного конкурса была принята схема планировки города. На ее основе в 1951 — 1952 годах был разработан и утвержден генеральный план Волжского. Авторы его — архитекторы В. В. Семенов-Прозоровский, Н. Н. Ратько, Н. П. Баранов, В. П. Гугель.

По первому генеральному плану Волжский рассчитывался на 50 тысяч жителей при средней обеспеченности жильем 8 м2 полезной площади на одного жителя. Это так называемая старая часть нынешнего города, обозначенная на генплане в прямоугольнике: нынешняя ул. Логинова — ул. Свердлова; ул. Горького — ул. Набережная.

По первому генплану Волжский был запроектирован самодостаточным: предусматривалось строительство детских садов, учебных заведений, сети библиотек, кинотеатров, магазинов, рынка, Дворца культуры, Дворца пионеров и школьников, парка культуры и отдыха, больничного городка, стадиона, гостиницы, ряда административных зданий и пр. Большое внимание уделялось озеленению улиц, скверов, дворовых территорий.

Ф. Г. Логинов сразу ухватился за это предложение проектировщиков, и уже через неделю было принято решение — срочно организовать лесомелиоративный участок. А история озеленения Волжского — это целый пласт его истории. Вот коротко.

Первый коллектив озеленителей был невелик: начальник участка В. Г. Плешко, а затем А. П. Воронин, технорук С. М. Якушенко, агроном А. Р. Матвеева, заведующая оранжереей Л. И. Муракова. Лесопитомник находился на части территории нынешнего садоводческого общества «Изобилие», а в более позднее время перенесен на о. Зеленый. Оранжерея была построена на том месте, где она сейчас находится. Позднее долгое время ее заведующей была 3. С. Сапожникова. А начальником участка зеленого строительства тоже долгое время был В. А. Сапожников — оба выпускники Ленинградской лесотехнической академии, а затем Н. И. Донас. Они со своими помощниками и бригадами озеленителей, которые всегда трудились как пчелки, много сделали по озеленению нашего города и его промышленных предприятий в наших тяжелых степных условиях. Большое всем им спасибо. Так, уже в 1951 году был заложен городской парк и сквер на ул. Комсомольской. А в городе стало правилом сдавать объекты в эксплуатацию с выполненным озеленением, если позволял сезон, но с завезенным и спланированным растительным грунтом — обязательно, в любое время года.

С начала пятидесятых годов и кончая последующими десятилетиями жители города Волжского особо бережно и заботливо относились к зеленому наряду города. Строительство специального поливочного водопровода, организация регулярного полива деревьев и кустарников, их заботливое пестование, особенно в первые годы их роста, стало предметом добровольной заботы не только работников участков зеленого хозяйства, но и многих жителей города и трудовых коллективов. А регулярные весенние и осенние уборки территории дворов, скверов, зеленых насаждений вдоль дорог стали традицией в нашем городе.

По площади зеленых насаждений наш город впереди многих городов России, и многие жители Волжского бережно к ним относятся. Мне вспоминается такой момент. Весной 1966 года возникла необходимость на проспекте Ленина освободить провода уличного освещения от веток выросших деревьев между опорами. Мне, тогда работавшему в должности зампредседателя исполкома Волжского городского Совета, пришлось решать этот вопрос. Посоветовавшись с начальником участка зеленого хозяйства В. А. Сапожниковым, решили провести обрезку, омоложение вязов. Такой опыт был уже в Кисловодске. Мы решили впервые применить его у себя. В феврале приступили к обрезке деревьев на участке проспекта Ленина от площади Дворцовой (ныне площадь Комсомольская) в сторону начала города. Буквально на другой день в исполком, горком партии посыпался шквал звонков и направились делегации от жителей города с возмущением и требованием прекратить «уничтожение» деревьев, заботливо выращенных ими. Им казалось, что руководство города приняло неправильное решение. Тогда с трудом удалось сдержать эту волну возмущения, выступить в печати с обстоятельной статьей по этому поводу. С тех пор этот процесс омолаживания деревьев стал нормой для нашего города, а впоследствии и для Волгограда.


 
Новости
Полезное
DoZoR
Последняя игра:
2008-11-22
"КАЛЕЙДОСКОП"
Следующая игра:
информации нет

Хостинг
Конкурс
Бесплатный хостинг интересным проектам.
20Мб + php + mySQL
Фотоконкурс "От сессии до сессии…"
Галерея
Парк

Театр огня «Сердце Дракона» в парке культуры и отдыха.

ЗАГС

 

Контакты
email:admin@vol34.ru
ICQ 667471

Все права защищены