О Волжском
Предыстория Волжского
Все началось с того, что 16 августа 1950 года было принято
постановление Совета Министров СССР, подписанное лично И. В. Сталиным и 31 августа
опубликованное в газете «Правда», о строительстве севернее города-героя Сталинграда
крупной гидроэлектростанции. Этим же постановлением была создана строительная
организация «Сталинградгидрострой», начальником ее назначен Ф. Г. Логинов, а
главным инженером — С. Р. Медведев. Оба гидростроители, опытные инженеры, умудренные
производственным и жизненным опытом.
До этого назначения Ф. Г. Логинов с 1944 года возглавлял Днепрострой.
Вот что писал Л. И. Брежнев в своей книге-воспоминаниях «Возрождение» о том
периоде, когда он был секретарем Днепропетровского обкома КП(б)У: «Днепрострой
возглавлял известный гидростроитель Ф. Г. Логинов. Это был, можно сказать, самородок.
Рабочим он стал с одиннадцати лет, пришлось ему воевать с колчаковцами, деникинцами,
и еще мальчишкой он вырос до помощника командира полка. Потом, окончив институт,
работал десятником на первом Днепрострое... Колоритный был человек — огромного
роста, решительный, своенравный. Все он брал на себя. У нас с ним случались
серьезные столкновения, и мне, в то время еще молодому секретарю обкома, было
с этим человеком нелегко... Но я видел и ценил сильные стороны этого человека
— большие знания, огромный опыт, волевые качества, преданность делу».
Строительство гидроэлектростанции поручили МВД. Л. П. Берия,
руководитель этого ведомства, во второй половине августа 1950 года пригласил
Ф. Г. Логинова в Москву. Там он узнал о своем назначении начальником Сталинградгидростроя,
в Гидропроекте ознакомился с проектной документацией. В Москве — в ЦК партии,
в правительстве и МВД Ф. Г. Логинов провел несколько дней. Здесь впервые встретился
и познакомился с С. Р. Медведевым, назначенным главным инженером Сталинградгидростроя.
В начале сентября Ф. Г. Логинов прибыл в Сталинград и приступил
к организации управления строительства «Сталинградгидрострой», а 5 сентября
в газете «Правда» была напечатана его обстоятельная захватывающая статья о строительстве
Сталинградской гидростанции, о тех объемах строительных названием Золотая Орда
со столицей на нижнем течении Волги Сарай-Бату. Позже столица была перенесена
выше на берега Ахтубы ханом Берке и стала называться Сарай-Берке. Она простиралась
почти от границ нынешнего города Волжского до села Царев (Ленинский район),
где до наших дней сохранился поселок Сарай. Это была богатейшая по тем временам
столица с многотысячным населением и солидными различного назначения постройками.
Многие русские князья вынуждены были по разным вопросам посещать
в те годы эту столицу. В сентябре 1380 года на Куликовском поле русские полки
разгромили татарское войско — это привело к ослаблению Золотой Орды. Среди ханов
возникла междоусобица. Этим воспользовался монгольский завоеватель Тамерлан.
В 1395 году он разгромил Золотую Орду и захватил Сарай-Берке. Город был сожжен
дотла, население его уничтожено или угнано в плен. После разгрома Золотой Орды
земли, занимаемые ею, пришли в страшное запустение. Это запустение длилось долго.
Затем образовались три татарских ханства: Астраханское, Крымское, Казанское.
В 1552 году окрепшему русскому единому государству покорилось
Казанское татарское ханство, а в 1556 году — Астраханское татарское ханство.
И Волга стала главным водным путем государства Российского с выходом его к Каспийскому
морю. Вот тогда и началось заселение русским людом низовья Волги и Ахтубы. Позже
здесь возникли казацкие вольницы Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ермака.
Еще в XVII веке здесь на Волге и Ахтубе стали селиться смелые,
мужественные люди — крепостные, бежавшие от помещиков. Беглые люди селились
в работ, которые здесь предстояло выполнить в сжатые сроки.
Цифры завораживали и вызвали небывалый энтузиазм и желание
быть причастными к этому грандиозному строительству среди многих производственных
коллективов и граждан страны. Многие изъявляли желание участвовать в этой стройке
на Волге, и многие осуществили свое желание. Люди ехали отовсюду: и на поездах,
и на самолетах, и на пароходах по Волге. Ехали даже семьями, бригадами.
Там, где сейчас расположен город Волжский,
была выжженная солнцем безводная заволжская степь, а заволжские песчаные бури
гоняли перекати-поле, столетиями бродили кочевые племена с табунами лошадей
и отарами овец, гуляла казацкая вольница. И только вдоль рек Волги и Ахтубы
небольшими поселениями жили люди. До начала строительства города здесь находилось
село Верхняя Ахтуба с неказистыми домишками-мазанками, двумя рядами располагавшимися
на откосе высокого берега Ахтубы параллельно ей, от нынешнего Деревянного городка
до того места, где сейчас находится стадион им. Логинова. Избы освещались керосиновыми
лампами. А дальше, вплоть до Осадной балки (ныне район речного порта), были
скудные сады, бахчи и отдельными дворами жили селяне.
А если заглянуть в глубь веков, то следует вспомнить... С древних
времен заволжская степь представляла собой пути великого переселения народов
из Азии в Европу (половцы, печенеги, хазары и другие племена). В 1237 году на
Русь вторглись многочисленные монголо-татарские полчища хана Батыя. В 1240 году
здесь на берегах Ахтубы и Волги хан Батый создал монголо-татарское государство
подлесах, землянках, и постепенно здесь стали обустраиваться городки.
А с XVIII века в этих местах официально было зарегистрировано
одно из первых русских поселений — село Безродное, в котором постепенно обосновались
беглые крепостные из центральных губерний России и так называемые не помнящие
родства люди. Они его просто не называли, чтобы не быть возвращенными вновь
к помещикам.
Сначала они по приказу Петра I занимались разведением шелковичного червя, для
чего был построен специальный завод, затем соляным извозом, рыбной ловлей. Позже
село Безродное было переименовано в село Верхняя Ахтуба.
В период Гражданской войны здесь часто менялась власть: то
красная, то белая.
Центр села Верхняя Ахтуба находился на том месте, где сейчас
стоит здание бывшей старой школы, сейчас — Картинной галереи. До революции в
этом здании находилась управа, затем школа, во время Сталинградской битвы —
военно-полевой госпиталь. Дети первостроителей гидростанции, проживавших в Деревянном
городке, тоже учились в этой школе. На месте 36-го квартала стояли две мельницы.
Во время войны на одной из них был наш наблюдательный, пункт. В 1964—1965 годах
она была переоборудована в мастерскую по ремонту бытовой техники. Во время Великой
Отечественной войны село Верхняя Ахтуба сильно пострадало от бомбежек немецких
самолетов; до войны в селе проживало около 10 тысяч человек, а в 1950 году —
несколько сотен.
Ну а дальше — села Средняя Ахтуба и Заплавное.
Между ними практически никаких проезжих дорог. Сегодняшние волжане вряд ли представляют
здешний климат тех лет. С весны гнус, комары и мошка, особенно в период спада
воды. Без накомарника на улицу не выйти, работать с открытым лицом невозможно.
Летом, с июня, а то и раньше, невыносимая жара с сильными ветрами, несущими
пыль и песок (так называемый сталинградский дождь), которые набиваются в уши,
в нос, скрипят на зубах, слепят глаза; нет воды, особенно питьевой. А если пройдет
дождь, местные глины образуют сплошное бездорожье, на машине не проехать, а
пройти можно только в резиновых сапогах, да и те надо привязывать веревками
через плечи, чтобы не потерять в грязи. Зимой лютые морозы с ветром. Сейчас
климат здесь намного мягче, да и земля давно обустроена, в городе много зелени,
вокруг дачные массивы, водохранилище. Все это создает свой микроклимат.
|