О Волжском
Улица Волгодонская
Названа в честь строителей Волго-Донского судоходного канала
им. В. И. Ленина. История Волго-Дона насчитывает более четырехсот лет. Первоначально
русло канала лежало не там, где проходит современная нитка, а значительно севернее,
на коротком водоразделе между реками Иловлей, впадающей в Дон, и Камышинкой,
текущей к Волге. Еще в 1569 г. турецкий султан Селим II в союзе с крымским ханом
Девлет-Гиреем предприняли поход на Нижнюю Волгу. Татаро-турецкое войско насчитывало
80 тыс. воинов. Конница двинулась от Азова берегом Дона, а пешая рать поднялась
по реке вверх. Высадились завоеватели на самом узком перешейке между речками
Иловлей и Камышинкой. Здесь раскинулся и лагерь крымской конницы. До Астрахани
лежало еще более трети пути. Припасы и снаряжение, пушки и ядра можно было сплавить
только по Волге. Однако громоздкие суда трудно было перетащить через холмистый
водораздел. И султан решил переправить войско с одной реки на другую простым
способом: прорыть канал между Иловлей и Камышинкой. После двух недель трудоемкой
работы поняли, что канал не прорыть, и бросили работы.
В поисках выхода России к морю царь Петр I замыслил поход на
Азов. Готовясь к этому походу, Петр I послал в 1694 г. на Нижнюю Волгу князя
Куракина, поручив ему осмотреть понизовые города и определить на переволоке
между Волгой и Доном место для «шлюзового дела». Этот проект предусматривал
сооружение четырех запруд (плотин) и стольких же шлюзов. Канал протяженностью
20 верст должен был пролечь от Камышинки до Иловли. Там же намечалось строительство
Петров-города. Инженерное руководство сооружением канала было поручено немцу
Беккелю. За лето было прорыто 4 версты и сооружен в устье Камышинки головной
шлюз. Однако весенним половодьем шлюз сорвало и затопило канал. Спасаясь от
неминуемого возмездия, инженер Беккель тайно бежал прочь из России...
...Война России со Швецией за выход на Балтийское море затянулась
на 20 лет, и работа на Волго-Донском канале уже больше не возобновлялась.
В начале XX в. в российских и торговых кругах снова заговорили
о сооружении канала, соединяющего Волгу с Доном. Однако не нашлось компании,
которая взяла бы на себя оплату этого проекта.
Рабоче-крестьянское правительство во главе с В. И. Лениным
в 1918 г, вынесло на обсуждение Совнаркома вопрос о соединении Волги с Доном.
Были выделены ассигнования и привлечены видные геологи, профессора и ученые.
К 1927 г. накопилось уже более 60 различных проектов и был
утвержден Комитет содействия сооружению Волго-Доно-Азовской магистрали во главе
с председателем Госплана СССР Г. М. Кржижановским. Он лично приезжал в Сталинград,
ознакомился с трассой и выступал с большим докладом перед партийно-хозяйственным
активом города.
Строительство канала остановила Великая Отечественная война.
Только после Сталинградской победы, в 1943 г., вместе с первыми строителями
по восстановлению Сталинграда, прибыла первая партия геологов и гидростроителей
во главе с известным инженером С. Я. Жуком, директором института «Гидропроект».
Он был опытным и авторитетным гидростроителем, под его руководством были спроектированы
и уже построены каналы Беломоро-Балтийский и Волга-Москва.
С. Я. Жук убедительно доказал, что канал должен пройти от Сталинграда
на Калач, именно по этой трассе экономичнее и проще провести канал, нежели по
тому проекту, который предлагал Петр I. Это подтвердили и изыскательские работы.
И весной 1948 г. на всем стокилометровом протяжении канала началась работа...
Волго-Дон был построен за три года.
В июле 1952 г. в шлюзы Волго-Донского канала вошли первые пароходы
и караваны с грузами. Это было удивительное зрелище. Издалека было впечатление,
что корабли идут прямо по степи.
А в это время уже разворачивались работы на другой великой
стройке — Сталинградской ГЭС. Большая партия гидростроителей вместе с начальником
А. П. Александровым прибыли на строительство новой ГЭС и нового города
Волжского.
Среди них был известный тогда на всю страну начальник экипажа
гигантского, и пока единственного тогда, экскаватора ЭШ-14/65 (в его ковше умещался
самосвал) А. П. Усков. За два года экипаж экскаватора проложил траншею длиной
в 5 км, глубиной 45 м и шириной 120 м, заменив труд 6 тыс. землекопов.
За самоотверженный труд и досрочное выполнение задания на Волго-Доне
А. П. Усков был награжден Орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического
Труда.
На строительстве Сталинградской ГЭС Анатолий Павлович был главным
механиком экскаваторного участка УМСР, начальником канатной дороги, главным
механиком Управления механизации строительных работ. Скромный и спокойный, деловой
и немногословный, он снискал авторитет и уважение и на строительстве Волжской
гидроэлектростанции. Его хорошо знают в городе Волжском.
Впоследствии активный член Волжского городского
комитета защиты мира. В 1952 г. он был делегатом Всемирного конгресса народов
в защиту мира, проходившего в Вене. О нем писал Борис Полевой в своем очерке
«Сын Сталинграда».
|